Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Об одном из механизмов объединения народа и его «слуг».

 

Сейчас перед Россией стоит много проблем, которых поодиночке не решить, но и новая глобальная концепция («путь наверх»), без которой невозможен выход из кризисной ситуации, не находит отклика ни в прессе, ни среди «широких васюкинских масс», стремящихся, как говорили на Руси, «на грош пятаков». Поэтому в статье предлагается некий конкретный механизм, который сам по себе много не даст, но и без него дальнейшее движение вперед невозможно.

Постараемся ответить на первоочередной, жизненный вопрос: кто, как и на какие средства живет? Самые распространенные на сей момент денежные единицы в России – это у.е. , а для тех, у кого их нет – минимальная заработная плата. Благосостояние более половины населения России – ее прошлого (пенсионеры), будущего (школьники, студенты) и настоящего – людей, создающих и поддерживающих дух страны: учителей, ученых, врачей, творящих искусство и оборонный щит Родины, исчисляется в этих единицах. Как у.е. конвертируется в рубли, об этом каждое утро говорят по телевизору, а как минимальная заработная плата конвертируется в минимальный прожиточный минимум?

Постараемся ответить на этот вопрос для работника высшего 18 класса по Единой тарифной сетке (ЕТС) в ранге директора института – это приблизительно 905 рублей, что говорит само за себя. (Если вычесть стоимость проездного, то: «Пациент скорее мертв, чем жив»). Другой сакраментальный вопрос: как же мы дошли до жизни такой, и как нам правительство и законодательная власть в лице лучших из лучших – депутатского корпуса, помогает выжить?

Известно, что некоторые депутаты ведут активную работу, направленную на увеличение нашего благосостояния за счет увеличения минимальной зарплаты на 10 – 20 … рублей (называются, а точнее мечтаются, разные цифры, потому что вслед за ними говорится, что на это потребуется столько-то миллиардов бюджетных средств, которых, естественно, в стране нет), что для 18 ранга даст 100-200 рублей, что, понятно, в семейном бюджете «погоды не делает». Но все равно это похвально, так как бескорыстно, потому что сами депутаты, как и правительственные государственные чиновники в ЕТС не вошли. Эта обделенность, наверное, является наследием коммунистического прошлого, так как в царские времена все, от членов Кабинета до письмоводителя, входили в петровскую 14-ранговую систему (Табель о рангах).

Первый и второй ранги – высшие государственные чиновники, члены Кабинета, министры (Канцлер, действительный тайный советник, обращение - Ваше Высокопревосходительство); третий (тайный советник) – товарищи министра; четвертый (действительный статский советник, Ваше превосходительство) – руководители Департамента, губернаторы; пятый (Ваше высокородие) – вице-директор Департамента, вице-губернатор - является лицом примерно соответствующим нашему 18, высшему, разряду по ЕТС. Из этого сравнения видно, что все нынешние наши «слуги» как бы из виртуальной табели о рангах, поэтому и живут они (а вернее, мы) в виртуальной действительности, а так как, естественно, на 905 рублей прожить нельзя, то так же виртуальны и их оклады, точнее жалование (потому что от слово жалую, а жалуют они себе сами). При этом основная часть их вознаграждений для нас как бы скрыта: во всеуслышанье говорится о какой-то конкретной сумме (которая меняется по нескольку раз на год), а потом принимаются постановления, решения, поправки, коих тьмы и тьмы. И, видно, их устраивает такая «ловля денег в мутной воде», так как потом мы, якобы с удивлением, узнаем, что у дочки того-то столько «Мерседесов», а у сына другого квартир и т.п., и если взять отношение их доходов к минимальной зарплате то возникает проблема, известная в математике как деление на ноль. При таком подходе, когда основная часть доходов высших чиновников и депутатов полутеневая, возникает парадоксальная ситуация, когда они оказываются незаинтересованными в увеличении явной составляющей бюджета (!), так как из закона сохранения следует, что это приведет к сокращению тайной (левой, теневой) составляющей, за счет которой они и благоденствуют. Поэтому с трибуны говорится подчас одно, а делается другое, и, как в недавнем прошлом, слово и дело расходятся, как и везде во все времена, когда получение материальных благ ставилось на первое место, и для этого все средства хороши. При этом народ, и те, кого он выбирает, оказываются по разные стороны «баррикад», и даже те, кто только что вошли в число народных «избранников» (в кавычках потому что на самом деле выбора не было) понимают, что они выбрали счастливый билет на материально обеспеченную жизнь для себя, детей и внуков, если только продержатся у власти несколько лет. В связи с этим несколько слов о демократических альтернативных выборах. Как эффектно удалилось из зала правое меньшинство при выборе спикера: нет альтернативы – нет демократии, за которую они так радеют. И хоть бы кто-нибудь подумал о «демократичности» выборов тех же депутатов или Президента, когда у народа нет выбора, потому что практически все претенденты разных партий и движений - это по сути группа людей, чьи интересы противоречат народным.Но об этом более подробно в другой статье.

В связи с вышеизложенным автор предлагает (хотя и понимает, что это не может решить всех проблем) взамен нынешней неполной ЕТС, скрывающей всех госчиновников и депутатов, их статус, оклады, и в конечном итоге интересы, реанимировать петровскую табель о рангах для всех, служащих Государству и Народу, от Президента до ночной дежурной в сельской больнице. Пусть всем будет известен переводной коэффициент, и каждый сможет сравнивать свой оклад с депутатским (а заодно это отношение с критическим отношением максимального оклада к минимальному). Ясно, что только этим проблемы казнокрадства не решить, но пусть хотя бы один раз в месяц, когда он получит в конверте зарплату, - удивится и спросит: «А почему 905 рублей, и как на них жить, даже на чай в буфете не хватит?» - «Так неоткуда брать доходов» - «А нефть, водка, цветные металлы?» – «Приватизированы, у нас рынок, как вы желали» - «А экономические реформы?» – «Буксуют, не хватает финансов» – «Так надо же что-то делать, может не так приватизировали?» – «Эка хватили, Ваше превосходительство, NN не похвалят» – «А как мне эти э…деньги отдать супруге, она таких и купюр - то не видела» – «Скажите, что это новые – депутатские, имеют хождение наравне …» – «А если их нелегкая занесет в магазин? Нет, надо что-то делать».

Как заставить депутата, чиновника работать в созидательном направлении, думать о деле, для которого он выбран или поставлен, а не о собственном кошельке, об игре в театре или теннисе? Как связать интересы народа и руководителей страны? Не питая никаких особых надежд, потому что у них много других каналов снабжения, но представляется, что даже если будет какая-то минимальная общность, когда их хорошая работа будет приводить к увеличению производства, богатства страны, а соответственно и минимальной зарплаты, они вместе с народом будут увеличивать и свое благополучие, в полном смысле этого слова – как полученное во благо.

К.ф.м.н. Цыганков С.С.