Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

«Мы - звенья единой цепи».

 

В последнее время все отчетливее становится виден крах «новой» «демократической» России во всех областях. Для решения возникающих проблем создаются различные комиссии и комитеты, которые, сидя под лозунгом «спасенье утопающих - дело рук самих утопающих», честно стремятся найти выход из кризисной ситуации. Однако прошедшие «реформы» собственности, промышленности, предстоящие земельная, военная, в области науки и образования привели и приведут к их уничтожению, этапы чего мы наблюдаем каждый день. Все эти попытки абсолютно безуспешны. Решение отдельно взятых проблем невозможно без создания единой концепции развития России, в которой все они займут соответствующее им место. К сожалению, за время после 1991 года такой концепции так и не было создано, а временные правила типа: «рынок все решит сам», «больше у нас нет врагов» и «Запад нам поможет», - довели Россию до краха. Рынок, оказывается, сам все не решает (впрочем, в России он так и не был создан), враги у нас, оказывается, есть, и вся надежда остается только на Запад, который «за каждый скормленный нам витамин потребует множество мелких услуг». К сожалению, не имея концепции, в России также нет и политиков способных исправить ее катастрофическое положение. В политику приходят решать проблемы армии, экономики, женщин, бродячих детей или животных и тысячи других проблем, которые сейчас встали перед Россией, но политиками они так и не становятся, потому что частное решение ни одной из стоящих перед Россией проблем невозможно.

Продвижение вперед подразумевает выделение "положительного" момента в историческом развитии государства, общества, и отторжение "отрицательного". В 1991 году развалился Союз, произошла смена направления «движения», но до сих пор никем, даже коммунистами, не проведен анализ причин и главных действующих сил этого процесса. Как следствие - сегодняшний крах нашего государства, говорящий о том, что не те ценности мы поставили «во главу угла», не за теми «пастырями» пошли. В этой статье автор позволил себе изложить видение того, что привело к развалу Союза, выделить "положительные" и "отрицательные" стороны его развития и на основе их анализа совместно с реалиями сегодняшнего дня определить основные элементы концепции «устойчивого» развития России.

Анализ зарубежных данных, в том числе опубликованных высказываний руководителей ЦРУ, показывает, что даже в конце 80-х годов никто не предсказывал столь быстрое разрушение страны. Что же случилось, какая "опора" государственности сломалась? Даже если отодвинуться по времени на три десятилетия назад, в конец 50-х - начало 60-х, видим, что система была настолько устойчивой, что на СССР весь мир смотрел с надеждой, и идеи социализма охватывали все большие массы людей, даже в развитых капиталистических странах.

Что же было столь привлекательного в нашей тогдашней жизни? Материальный уровень подавляющего большинства населения был гораздо ниже даже сегодняшнего. Практически все жили в коммуналках, бытовая техника и телевизоры у немногих, автомобили- редкость. Однако идеи социализма, социальной справедливости в условиях ограниченных материальных возможностей, дали толчок общему духовному подъему, создавали атмосферу дружелюбия, взаимопонимания, человечности. Люди с увлечением учились, трудились, а это давало надежду на лучший завтрашний день. Материальные накопления не создавались, деньги шли на книги, музыкальные инструменты для детей, и все это "носилось" - читалось, игралось, плясалось. В истории не было народа, который бы так свято соблюдал завет: "будет день- будет пища". Безусловно, советский народ за социалистические времена стал самым развитым в духовном плане и образованным в мире. Сейчас, когда наше телевидение забито "их" фильмами, в подавляющем своем большинстве абсолютно не интересными, глупыми, -это видно "невооруженным" глазом.

 

Одним из основных противоречий того времени было то, что при правящей системе взглядов марксизма-ленинизма, одну из основ которого составляет философия материализма, это время было торжеством духа над материей. Особенности такого "нарушения" состояли в том, что руководство партией и страной считало возможным и нужным вмешиваться в дела "духовные" на основе "единственно правильного учения": что читать, как писать и т.д . Поэтому многими представителями творческой интеллигенции принято, особенно в нынешней прессе, хаять то время именно с позиций "несвободы" творчества. При этом обойденным оказывается главный вопрос: о том, что творчество было. Вопрос о свободе или несвободе творчества не имеет смысла, так как им невозможно управлять.

" И мало горя мне, свободна ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура."(А.С.Пушкин)

Главное то, что были художники, писатели, артисты, которые творили. Именно "духовная" направленность общества давала среду и материал для его воплощения в произведения искусства. Ярким примером служит творчество В.Высоцкого, А.Галича и многих других, которые работали под постоянным запретом. Но их невозможно было запретить, как запретить то время, которое они выражали в своих стихах со своими "плюсами и минусами". И их слушала вся Россия. Вот пример, как духовная направленность народа позволяет художнику "сконцентрированно" отобразить время в своем творчестве. Да и их невозможно было представить без России.

То же можно сказать о художественных лентах того времени, которые стали подлинной классикой мирового кинематографа. В них сыграли артисты, которые практически все стали народными, в прямом смысле этого слова. Это само время со своими ценностями "создало" их, и когда сейчас многие из них отзываются о тех временах с ненавистью, то это по меньшей мере непонятно, ведь они отрицают лучшие моменты своего творчества. Однако все становится понятным, когда видишь, в каких фильмах они снимаются сейчас, когда для "творчества" есть одна оценка - деньги. Кто платит - тот и заказывает музыку. Современный русский кинематограф - это деньги, секс, стрельба. Причем все крайне низкопробное, даже с привлечением "новых" известных актеров, потому что конкурировать с тем же Западом в этой "номинации"- то же самое, что "Москвичу" с "Фордом". С изменением системы ценностей творчество в России прекратилось. Еще есть коллективы, которые существуют за счет старых наработок, однако увидеть и создать что-то «трогающее человеческую душу» (а именно это и есть цель искусства) им не позволит даже не отсутствие денег, а их собственная духовная "слепота", волшебное слово "сколько ?".

В еще более плачевной ситуации находится наука, когда некоторые руководители институтов, научных направлений проводят дешевую распродажу, практически на вес, отчетов, результатов научных исследований, стоимость затраченных усилий и значимость которых на порядки больше, а для тех, кто старается отстоять интересы отечественной науки, это становится вопросом жизни и смерти (голодовка Страхова , самоубийство Нечая).

Если для нас эта замена ценностей случилась внезапно, как снег на голову, то в верхних эшелонах партийной и советской номенклатуры этот процесс продолжался в течение последних десятилетий и носил характер подмены (продажи) идеалов социализма теми материальными льготами, которые они имели, двигаясь вверх по служебной лестнице. Конечно же, были люди, которые приходили в партийный аппарат по идейным соображениям, хорошие специалисты, и они честно работали. Однако сколько из них не дрогнуло от власти, места, которое они занимают, от собственной значимости? И ведь они стараются «не для себя, а на благо народа!» И чем выше поднимался такой политик, уровень его власти стремился к бесконечности: Бесконечная власть над страной, миром , историей: захотел и отделил Крым, да, он Российский больше двухсот лет и никогда не был украинским, ну и что? Это люди с невысоким уровнем интеллекта, а «знали», что читать, как рисовать. Ну а дальше- больше: пятижды герой, гениальный писатель... Вспоминаешь и как будто читаешь сказку, и уже видишь "разбитое корыто". Не надо большой фантазии, чтобы представить, что при этом творилось на этажах пониже: спецдома, спецпитание, спецлечение, спецотдых, спец... Очень хорошо видна динамика этого процесса (продажности) с появлением Горбачева. Собственно, главной целью его преобразований (перестройки) была трансформация этих спецльгот в устойчивую конвертируемую валюту. Сейчас много открыто документов об этой «перестройке» во внешней политике, где «конвертировались» экономические и даже военный интересы страны.

Чем далее такие политики отходили от идей коммунизма, тем больше сил и материальных средств затрачивалось на создание видимости невиданного подъема экономики на основе социалистической формы собственности и их "мудрого" руководства, что , в свою очередь, требовало достойного вознаграждения. Уже в 1980 году СССР примерно в 1.5 раза обогнал США по производству стали, нефти, минеральных удобрений, цемента, хлопчатобумажных тканей. Ну, а что же было на выходе этого невиданного подъема? Груды металлолома, которые до сих пор "украшают" каждый город, вороха страшных тряпок в каждом сельпо, горы удобрений, которые мы пили из крана каждой весной. Производство, за редким исключением (в основном продукции ВПК), превратилось в производство отходов ради громкого рапорта. Вся мощь богатейшей страны уходила в "гудок".

Это же касалось и человека, который как нечто конкретное, живое, со своими реальными проблемами постепенно отходил на второй план, а «забота» о нем - на первый, опять же из конъюнктурных соображений. "Забота о человеке", как и все остальное ,принимала характер громких кампаний. Из самых "ярких" примеров - кампания по борьбе с пьянством. К чему она привела: для людей - отравления, токсикомания; развал нескольких отраслей сельского хозяйства; ускорение развала экономики в целом.

Во внешней политике, как и во внутренней, главной задачей тоже стало показать, создать видимость бескорыстной любви к «друзьям», ко всем угнетенным, к дружественным коммунистическим партиям. Это привело к тому, что Союз все больше стал вмешиваться ("помогать") в дела других стран и партий. А закончилось тем же, чем и другие начинания наших "идейных" вождей, основанные на показушничестве: разрыв со многими партиями социалистической направленности, военным вмешательством в дела других стран и, наконец, трагедией Афганистана.

Приведенный анализ последних десятилетий "коммунистического" правления показывает, что в развале Союза виновата продажность, в первую очередь партийной номенклатуры, как "хранительницы" идеологических ценностей. За этим стоят конкретные люди, с конкретными стоимостями полученных "привилегий", которые лежат в конкретных западных банках. Но если бы это было так просто: убрать несколько конкретных людей - и все вопросы решены. Все проблемы, которые сейчас "осложняют" наш мир, находятся в нас самих, и главными виновниками являются жадность, зависть, корыстолюбие, стремление к власти.

"Тень сутяги, казнокрада,

Татя, скрытого в листве,-

Здесь выдумывать не надо-

Есть у каждого в родстве".

Как показывает исторический и житейский опыт, продвижение по «материальной лестнице»- процесс бесконечный. Практически не может быть такой ситуации, когда человек останавливается на достигнутом, и если им самим не установлен "ограничитель", то вся его жизнь становится погоней за тем, "что есть у соседа". Ограничителем же может быть то, что может дать человеку большее счастье, а именно: второе начало человека, духовное. И материальное, и духовное приносит человеку "счастье", но материальный

вариант "достигается" гораздо проще. И все развитие человечества , до нынешнего времени, направлялось стремлением к получению материального "счастья". Однако по этой дороге, часто противоправной, приобретения подчас не увеличивают благосостояние человека, семьи или государства, потому что благосостояние, в прямом звучании этого слова, подразумевает состояние, полученное во благо. По нынешней жизни этого не скажешь, когда многие состояния создаются за счет войны, разбоя, рэкета. Это приводит к уничтожению сотен тысяч людей, в том числе и самих состоятельных "новых русских". Состояние у кого-то есть , но какое же это благо?

 

Если рассматривать нашу историю после Горбачева, то можно видеть, что даже при смене политического строя круг ценностей людей, стоящих у руля, не изменился. Материальное обогащение осталось главным устремлением и действующей силой происходящих изменений. Идеи коммунизма были давно проданы, и нас просто поставили перед свершившимся фактом. Для большинства людей переход от одного времени к другому произошел чрезвычайно болезненно: помимо того, что изменили весь мир наших ценностей, еще и практически всех оставили нищими. Те, кто работал и верил, верил и работал -остались ни с чем. Для власть имущих переход прошел незаметно. Поэтому говорить о смене курса, о "коммунистах" и "демократах", наверное, нельзя, есть просто группа людей, которые

 

"Сегодня «красные», а завтра «белые»-

 

Ах, не материи! Ах, не цветы!

 

Людишки гнусные и озверелые,

 

Мне надоевшие до тошноты.

 

 

 

Сегодня пошлые и завтра пошлые,

 

Сегодня жулики и завтра те ж,

 

Они, бывалые, пройдохи дошлые,

 

Вам спровоцируют любой мятеж.

 

 

 

Идеи вздорные, мечты напрасные,

 

Что в «их» теориях - путь к Божеству.

 

Сегодня «белые», а завтра «красные»-

 

Они бесцветные по существу". (И.Северянин)

 

И, как это было множество раз в истории, личные корыстные интересы были поставлены выше идейных, партийных, государственных. Поэтому, когда в верхах начинаются "политические" страсти, это означает, что происходит очередной дележ. А делить было что. Стоящие у власти, вдруг увидели, что они "стоят" перед огромным богатством, которое как бы "бесхозное". Надо было быстро его разделить и узаконить это. Чтобы придать этому грабежу некоторую законность, надо было подключить массы, которым показали идейную направленность своих действий, как движение к свободному и богатому обществу.

 

В этой "победе" участвовал и я, о чем сейчас стыдно вспоминать. Поэтому хочется предупредить тех, кто сейчас выходит на улицы для защиты "демократии" в Белоруссии или других республиках, что нас просто используют для прикрытия своих исключительно корыстных целей, и после их возможной победы все закончится переделом власти и материальных ценностей.

 

Ведь все можно было сделать по другому. Думалось, что Б.Н.Ельцин, как никто другой знающий все плюсы и минусы в партии и государстве, сделает, казалось бы, единственно правильный шаг: создаст созидательный момент (реальные экономические реформы при существующем общественно-политическом строе), убрав со своей решимостью людей, препятствующих этому. Однако все уже было предопределено: он и его команда стали во главе могущественных внутренних сил, рвущихся к власти и живущих под девизом: "Материальные ценности любыми средствами". Этим воспользовались и «помогли» международные силы , в первую очередь США, мечтающие уничтожить экономическую мощь и независимость России, поставить ее «на колени».

 

Поэтому после победы "демократов" в августе 1991 г. проблема сохранения СССР и не стояла, ее, как оказалось, и не было. "Крамолами людей, питавших старинные притязания, нарушена была духовная и материальная связь областей с правительственным средоточением: части разрознились в противоположных стремлениях. Земля замутилась; своекорыстным стремлениям людей, хотевших воспользоваться таким положением дел для своих выгод, хотевших жить на счет государства, открылось свободное поприще". (С.М.Соловьев)

 

Первый уровень дележа был очевиден: по республикам. И тут же Союз распался. Сколько же сразу открылось теплых, "хлебных" мест. Это же захотели сделать и республики, находящиеся с составе Федерации. Очевидно, что это и является первой причиной "недоразумений" между республиками, войны в Чечне, Абхазии. Образно эти конфликты можно представить как "мафиозные разборки", только проведенные на самом высоком уровне. Результаты таких разборок телевидение показывает практически ежедневно: от республиканских до "локальных", когда не могут разобраться бывшие компаньоны-приятели.

 

"Вот, к примеру, тень хапуги;

 

Дай-ка ей, попробуй, волю,

 

Отпусти чуть-чуть подпруги-

 

Вмиг заполнит биополе."

 

Для придания "дележу" законного статуса был "изобретен" и прекрасно претворен в жизнь механизм по "обогащению народа" - приватизация. О том, какие суммы подлежали дележу, можно судить по тому, что даже на начало 80-х годов национальное богатство (без стоимости земли, лесов, недр) составляло несколько триллионов долларов. В процессе же приватизации населению было выплачено, учитывая стоимость ваучера на черном рынке 5-10 $, приблизительно 1 млрд долларов, т.е. порядка одной сотой процента от реальной стоимости. Где , в чьих руках находятся основные фонды сейчас, можно только догадываться. Однозначно и дальнейшее направление движения на "благо народа" - приватизация земли, т.к. недра можно считать приватизированными РАО "Газпром", ЛУКОЙЛ, РАО "Норильский никель" и другими, деньги за которые уходят практически полностью на Запад, оставляя людей, проживающих на этих территориях, в прямом смысле на вымирание.

 

В связи с этим хочется сказать несколько слов о самом смысле федерализма. Почему люди , проживающие на земле, откуда забирается на десятки миллиардов долларов природных богатств, не могут позаботиться о себе сами? Зачем нужен центр, к примеру Ханты-Мансийскому округу, или Магаданской области, или Республике Саха, откуда берутся газ, нефть, золото, алмазы, которые затем какие-то «дяди» продают в Москве или Лондоне и покупают каким-то «тетям» дома за границей, машины, шубы. И это притом, что в этих районах страны, где высока вероятность природных стихий, в том числе сильные морозы, нет средств для закупки энергоносителей, чтобы просто выжить. Это даже не "грабеж среди бела дня", ни один жулик не сможет днем до нитки обобрать даже подвыпившего прохожего. Чем же заменяются эти нечеловеческие условия жизни? Может быть, образованием, культурой, наукой или хотя бы возможностью "простого человеческого общения"? Нет , нет и нет: в том же Ханты-Мансийском округе, по данным печати, до половины подростков наркоманы. Откуда на культуру и образование найдутся деньги, когда их не хватает московским чиновникам (и, естественно, никогда не хватит)? Кто сейчас из молодых специалистов, окончивших педагогический, медицинский или институт культуры, поедет в какой-нибудь областной центр или поселок даже в Средней полосе России, где у них не будет никакой надежды даже на нормальное питание? Только сумасшедший. Они в Москве будут иметь в тысячу раз больше, занимаясь торговлей , проституцией или какими-нибудь другими "благородными" делами, поднимая "благосостояние" свое и страны. Хочется опять спросить- какое же это благосостояние и какая это страна?

 

Чем же так прельстили нас, какими вкусными коврижками, что мы идем на такие лишения, даже войну в Чечне, но все равно голосуем на последних президентских выборах за "демократов" и за первого из них - Б.Н.Ельцина? В качестве такой "красивой цели" были взяты США с их "свободой", богатством, количеством машин на семью и т.д. Эта задача была поставлена перед средствами массовой информации и выполняется ими весьма успешно, по крайней мере по количеству телевизионных передач "оттуда". Однако любому здравомыслящему человеку должно быть ясно, что материальный уровень среднего американца для среднего русского человека недостижим, причем никогда. Сама Америка давно живет "не по средствам". Для достижения этого уровня она использует 40% всего, что добывается из недр Земли, и это при том, что население США составляет всего порядка 4% населения земного шара. Не надо быть большим математиком, чтобы понять, что такое же повышение материального уровня в России приведет к практически полному исчерпанию ресурсов Земли.

Для морального же оправдания смены "направления движения" от коммунизма к капитализму с самых высоких трибун и в средствах массовой информации "всплыло" понятие "капитализм с человеческим лицом". Очень жалко, что наши сегодняшние руководители не читали классику марксизма (они ее преподавали), откуда понятно, что это лицо может быть относительно человеческим исключительно для населения некоторых избранных стран. Для остальных же она носит колониальный, грабительский характер. Из закона сохранения материи понятно, что, если где-то что-то возрастает, - значит где-то что-то убывает. Чем больше в мире ведется войн, тем большие дивиденты имеют эти "человеческие лица". Исходя из правила "кому это выгодно" ясно, кто стоял за развязыванием войны в той же Югославии, приведшей к разрушению экономики одной из самых развитых стран в системе социалистического лагеря, какие прибыли получили за это фирмы Запада, специализирующиеся в том числе и на туристическом бизнесе. Для этого используются любые средства, в случае с Югославией -религиозные различия, причем в этом конфликте Запад принял сторону мусульман, с которыми в других случаях он находится в состоянии конфронтации, вплоть до военного противостояния. Однако и здесь в качестве "главных действующих сил" используются наши, именно "нормальных" людей, низменные чувства, когда разделяя нас по религиозным или другим отличиям, предлагают: "Иди и возьми у них", - и мы идем, но только ничего, кроме крови и потерь, не получаем.

И это происходит по всему миру. Уроки истории не только древней ,но и этого столетия, не воспринимаются в их страшной реальности. Только в этом столетии было две мировые и несметное число локальных войн, что говорит о том, что механизм их возникновения работает и связан все с тем же желанием обогащения одного за счет другого, что и тысячу лет назад, и говорить о каком-то "человеческом лице" аморально. Нам же постоянно хотят внушить, что мир с разрушением СССР стал устойчив (что опровергает даже М.Тетчер) и Россия с Америкой чуть ли не братья. Но в системе капитализма это просто невозможно, т.к. материальный мир ограничен и "Боливару не снести двоих". Это сейчас хорошо видно и в отношении США к России. В военной и политической областях делается все возможное, чтобы подчинить Россию и максимально уменьшить вероятность ее возрождения: расширение НАТО на Восток, стремление разорвать связи между бывшими республиками СССР и не допустить их объединения - это все та же борьба за рынки сбыта, источники сырья, энергии. К этому же ведут последние выступления руководства США, направленные на то, чтобы помешать объединению Белоруссии и России. У этого "мира" одна цель - золото. А для достижения этого используется старая как мир формула, которой руководствовался еще римский сенат, выражающая принцип государственной власти- разжигание национальной розни: «разделяй и властвуй».

Эти же цели - достижение материального "благополучия" любым путем стремятся внедрить и в наше сознание. Причем все это происходит при общем падении производства, добычи полезных ископаемых, развале науки и культуры. За счет чего же рабочий, колхозник , инженер или учащийся может повышать свое благополучие? Людей целенаправленно определяют в криминальные структуры или "девушек на панель, а господ офицеров- в швейцары". И это все происходит, когда нас хотят задушить и "снаружи". Иной раз хочется крикнуть: "Люди добрые, неужто вы не видите, к чему вас ведут! Если вы считаете, что все войны закончены, - это не так. Они шли, идут и будут идти, пока золото является единственным мерилом качества жизни". Ведь чем это кончается, русскому человеку хорошо известно :"Лишь бы не было войны", "Была бы страна родная..," - первые тосты в любом застолье еще в недавние времена. Сейчас и тосты, и здравицы другие, порою и поздравления произносят по-английски.

Несколько слов еще об одном достижении "демократов": о свободе. Это еще одна "козырная карта" в их аргументации. Особенно эффектно она "разыгрывается" на фоне сталинской тирании, репрессий по отношению к большому числу советских людей, и это страшный, затронувший многих факт. Поэтому в дискуссиях по вопросам свободы и другим , они ("демократы"), опуская время своего правления, в качестве последнего аргумента приводят: "Вы что, Сталина хотите?".

Если вкратце остановиться на до- и послереволюционной истории России, то видно, что, как и история человечества, она началась в жесточайшей борьбе за выживание. Только на этом этапе она была связана с бескомпромиссной борьбой двух противоположных классов: угнетателей и угнетаемых. Жестокость, проявленная победившим классом после революции, по меркам большинства современников, страшна, но наша задача не судить или прощать, а постараться понять, чтобы исключить в дальнейшем возможность срабатывания страшного механизма времен гражданской войны: "Кто не за нас- тот против нас! Нет безразличных: правда с нами!"(М.Волошин)

"Бедняк, стремящийся к малой доле достатка, которого вам девать некуда, бывает иногда жесток, это верно, но никогда не будет так жесток, как жестоки были ваши отцы, те именно, кто сделал из вас то, что вы есть, кто наделил вас тем, чем вы владеете".

"Почему дырявят древний собор? - Потому что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах?- Потому что там насиловали и пороли девок: не у того барина , так у соседа.

Почему валят столетние парки? - Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему - мошной, а дураку образованностью.

Все так.

Я знаю, что говорю. Конем этого не объедешь. Замалчивать этого нет возможности; а все, однако, замалчивают.

Я не сомневаюсь ни в чьем личном благородстве, ни в чьей личной скорби; но ведь за прошлое отвечаем мы? Мы - звенья единой цепи".

Кем это написано? Недоучившимся семинаристом Джугашвили? Нет, аристократом П.Я.Чаадаевым более чем за сто лет до революции и поэтом А.Блоком сразу после нее. "Основной вопрос эры, социальный вопрос"(А.Блок) естественно разрешился революционными событиями, приведшими в дальнейшем к гражданской войне, красному и белому террору, унесшим сотни тысяч жизней, к 2,5 миллионной эмиграции, голоду, разрухе. Совершенно очевидно, что выяснение сейчас вопросов: «Кто был прав, кто виноват? А надо ли было это? Кто был более жестоким: господин или победивший раб?» и других имеет целью опорочить всю идею социализма, представить ее как антигуманную. Это приводит, к сожалению, к искусственному разделению, и соответственно ослаблению, даже той части общества, которая в целом поддерживает социалистические идеи, на непримиримых, стоящих на тех же позициях что и 70 лет назад, и готовых "шашку наголо" (к ним в последнее время естественно примыкает все большее количество обнищавших, в первую очередь пенсионеров, на которых в телевизионных передачах "показывают пальцами"), и тех, кто творчески относился к этой идее, следуя ленинскому "Марксизм не догма...", и в целом предпочитающих мирные решения стоящих проблем (естественно, со временем таких все меньше).

 

Если рассмотреть историю любой российской семьи, то видно, что в их большинстве есть предки, сражавшиеся и на той и на другой стороне, и практически у всех есть погибшие и красные, и белые.

" А я стою один меж них

В ревушем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других" (М.Волошин)

На вопрос о виновности можно дать единственный ответ: "Всякий пред всеми за всех виноватый" (Ф.М.Достоевский). В этих словах помимо "величайшего порыва интуиции сердца"(М.А.Волошин) содержится глубочайшая созидательная истина, как будто специально сказанная для нас: наша задача не искать виновных, а искать положительные моменты, в первую очередь в нашей недавней истории, выделяя их и развивая. Для всех нас "дело одно: идти вперед, взяв на себя всю тяжесть старины....Спасающий спасется. Вот тайна прогресса, другой нет и не будет"(В.С.Соловьев).

"Мы пережили эпоху подавления масс; мы переживаем эпоху подавления личности; завтра принесет освобождение личности -во имя человека". Вот мы и попали в это завтра, однако то ли это завтра, что представлял Е.Замятин? Конечно, нет, ибо то , что творится в стране, ни в коем случае нельзя назвать - во имя человека. Свобода свелась к вседозволенности, к возможности бесконтрольного овладевания материальными ценностями группой людей, власть имущих, и полному обнищанию большинства. "Свобода" сыграла здесь роль троянского коня, с помощью которого, прежде чем влезть в наш общий карман, они влезли в наши мысли, спекулируя на страшных моментах нашей истории .

Во все времена и во всех государствах богатый человек имеет больше прав и свобод, чем бедный. Это хорошо понимают и в развитых странах Запада со старыми демократическими традициями. Свобода и равенство перед законом и для них является недостижимой утопической вещью. В нашей же стране "свобода" приобрела столь страшные формы, аналогом которых может быть провозглашение "свободы" в зоопарке путем выпуска всех животных из клеток. К чему бы это привело - очевидно: через несколько дней останется три вида: самый сильный в воздухе, на земле и в воде. Буквально то же самое случилось в России. В одночасье все материальные ценности России оказались в руках чиновников, директорского круга и уголовного мира, наиболее беспринципных, алчных и преступных людей. Остальная часть населения России просто стала вымирать. Население России стало катастрофически уменьшаться. Средняя продолжительность жизни у мужчин -57 лет, даже по официальной статистике одна из самых низких в мире.

Очень прямо свое отношение к простому люду выражает уголовный мир: "Вы бараны, и мы вас будем стричь". Но ведь то же самое делает и государство, основой существования которого является обирание народа. Механизмы придумываются по ходу дела: приватизация, обмен денег, введение различных налогов для бедных и налоговых льгот для богатых, невыплата заработной платы, пенсий и т.п. Вот такую «свободу» по-российски, главной гарантией которой являются материальные ценности, мы получили. В связи с этим возникает вопрос: насколько человек вообще может быть свободен, в частности, в своих потребностях?

На этот вопрос есть ответ у В.И.Вернадского. "В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с биосферой - с определенной частью планеты, на которой они живут. Они геологически закономерно связаны с ее материально-энергетической структурой. В общежитии обычно говорят о человеке как о свободно живущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю....В действительности ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится".

Об этом говорят и последние исследования в науках о Земле, участником которых является и автор этой статьи. В них показано , что за счет процессов, происходящих в недрах Земли, ее верхние слои, входящие в сферу «жизненно важных интересов» всех Землян, находятся на пределе своих прочностных возможностей. Об этом нам постоянно напоминают землетрясения, происходящие по всему земному шару. При существующих масштабах производств, в том числе и горных, все большую роль стала приобретать техногенная составляющая катастроф, которые, накладываясь на природную напряженность недр, могут привести к их необратимым изменениям. Учитывая, что Земля представляет собой единую конструкцию, необратимые локальные изменения могут привести к глобальной общепланетарной катастрофе. В этой проблеме мы также "звенья одной цепи". Из этого следует как бы ограничение свободы «сверху», и что материальные запросы и некоторым образом материальная свобода человека также имеют свой предел, и лозунг "каждому по потребностям" может быть выполнен только при условии ограниченных потребностей.

Это же касается и межгосударственных взаимоотношений, что, наверное, хорошо известно серьезным политикам. Несмотря на расовые, религиозные и другие различия, все население земного шара -" звенья одной цепи" и все вместе мы составляем такую же единую "сферическую конструкцию", названную В.И.Вернадским ноосферой, как и земная кора. Естественно ,что географические, климатические и геофизические особенности привели к различию проживающих там народов по условиям жизни, внешнему виду, системам ценностей. Очевидно, что охраняя свои особенности, как необходимое условие для выживания, народы исторически создали систему ограничений, призванную сохранить основные свои «сокровища». Это же, скорее всего, является причиной существования различных религий, которые при единстве общего начала вводят различные нормы поведения.

В то же время все государства находятся под постоянным экономическим и политическим давлением мирового лидера - США, который бесцеремонно включил весь мир в зону своих "жизненных интересов", применяя против непослушных все виды воздействий, вплоть до военных. Это наглядно продемонстрировано в последнее время после развала СССР. Ни одного квадратного сантиметра вне зоны своих интересов, которые, как и на заре капитализма, представляют собой рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала. При таком подходе практически все страны находятся под угрозой вмешательства в свои внутренние дела. Причем вмешательство носит крайне невинный характер, когда сама страна, ее народ с помощью своих конституционных прав создает для этого все условия. Используется самое страшное из человеческих свойств -жадность, стремление к легкому обогащению. При этом народ делают соучастником сделки по ограблению, в конечном итоге, самих себя. Это сейчас, к большому сожалению, касается стран Восточной Европы, бывших друзей, а ныне мечтающих о членстве в НАТО, якобы дающем возможность быстрого обогащения, забывая при этом, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Поистине, история ничему не учит.

О материальных условиях жизни как о факторе, определяющем ход исторического развития, ясно сказал марксизм-ленинизм, показав неизбежность перехода к социализму, в котором за счет отмены эксплуатации человека человеком представлялась более высокая производительность труда, и, соответственно, быстро богатеющая страна. По мере увеличения производства и более "справедливом" (равномерном) распределении его результатов, создавалось общество материального благополучия (коммунизм). То есть и в системе социализма и коммунизма все те же материальные ценности стояли на первом месте (они же его и погубили). Однако, как показало время, капитализм, и основа его могущества - рыночная экономика, более эффективен, так как преследует одну цель. "Потому-то он и столь производителен. Мгновенно и безошибочно отзываясь на все рыночные стимулы, он материалистичен, бесстрастен и лишен человеческих свойств".

Так что же, счастье для большинства населения в нашей стране невозможно? Коммунизм обещал материальный рай для всех, но не смог его достичь ("прорабы" раньше проворовались), капиталистический путь при отсутствии каких-либо законодательных и моральных ограничений довел большинство россиян до полного обнищания. Ответ дает сам семидесятилетний опыт построения коммунизма в СССР. И в этом, я считаю, есть его высшее достижение, даже большее, чем создание могучей производственной базы. Когда не в теории, не в философском диспуте о роли материальных и духовных ценностей, а самой повседневной жизнью практически каждого советского человека было показано, что жизнь может быть интересной и что счастье определяется "не хлебом единым". Именно на этом факте , на преимуществе ценностей нематериальных, которые в настоящей статье, наверное, не совсем правильно, называются духовными, основывается возможность создания счастливой жизни для большинства населения России и мира.

Даже не о преимуществе надо говорить. Материальное и духовное в разном соотношении присущи каждому человеку, являясь для него как источником счастья, так и всех несчастий, в зависимости от того, какому Богу он молится. А двум Богам молиться нельзя, ибо сказано: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". Из литературы и жизни хорошо известен образ человека, потратившего свою жизнь на приобретение материальных ценностей. Заключительная часть его жизни трагична: он понимает, что жил не так, что впереди его ожидает потеря всего, что казалось ему самым ценным, так как с собой ничего не возьмешь, и что все "суета сует".

Но мир материален: мы дышим, питаемся, одеваемся и хотим, чтобы по- возможности это было красивое, удобное, вкусное. Нам необходимы теплые жилища, и желательно просторные. Для этого нам нужна развитая экономика, а опыт "соревнования" между социализмом и капитализмом показал, что эффективней капиталистическая, рыночная экономика, построенная на принципах частной собственности. С другой стороны, очевидно и то, что только развитая экономика не сможет сделать людей счастливыми. Это хорошо видят и на Западе. "Одно нам точно известно: создание материальных ценностей необходимо для благополучия, особенно в мире, где население стремительно увеличивается, но само по себе оно не может принести счастья. Ведь человек существо не только плотское, но и духовное, и он не может быть удовлетворен, если не чувствует, что служит нравственной цели, пусть даже относительно и несовершенно. Вот в этом отношении он и уязвим". Далее в статье "Сделать капитализм моральным" (журн."Америка".-1991.- N413) П.Джонсон показывает несколько основных путей, "чтобы впрячь капитализм в одну упряжку с общественной политикой и дать выход его энергии, направляя его в нравственную сторону". Не обсуждая их, ясно одно: идеологи развитых капиталистических стран видят аморальность капитализма и стремятся к разрешению возникающих нравственных проблем. С другой стороны, опыт СССР показал возможность счастливой жизни, построенной на духовных ценностях, как бы в ущерб материальным. Отсюда следует, во-первых, что капитализм и социализм не столь уж и антагонистичны, по крайней мере по конечной цели, и это понятно, так как и там, и здесь на вершине проблемы стоит человек со своим стремлением к счастливой жизни, и то, и другое общества идут к одной цели, но различными путями, исходя из разных "граничных условий"; во-вторых, их рецепт решения возникшей в России нравственной катастрофы невозможен, хотя бы потому, что в тех же США конституции больше 200 лет; и в -третьих, чтобы поправить экономический "двигатель" нашей страны, не обязательно выкидывать всю "машину", тем более что на вид она гораздо «симпатичнее». Это хорошо "понял" , в частности, Китай, который на основе рыночной экономики и нравственных преимуществ социализма добился небывалого общего подъема страны.

В заключение хочется еще раз сказать о главном.

"Человек рожден для счастья...". Какое же оно, счастье? Разные люди понимают его по разному, хотя оно бывает всего двух сортов, как и два начала человека: материальное и духовное. Материальное счастье, оно как бы низшего уровня и определяется материальностью самого человека: хочется вкусно питаться, хорошо одеваться, жить в теплой квартире. Это есть , но хочется еще счастья. Наверное, приятно купить себе новую машину, квартиру или домик на Женевском озере. Но, во первых, получение счастья по пути материального обогащения ограничено, уже в силу ограниченности возможностей недр; а, во-вторых, это счастье кратковременное. Уж так устроен человек: о чем -то мечтал несколько лет, а получил -и уже хочется другое, и он начинает набирать по восходящей, вступая на этом пути в противоречие со всем: со своей совестью, окружением, друзьями, обществом, которое сейчас и в ближайшее время будет оставаться относительно бедным. Люди, следующие по нему, каждый момент находятся как бы в конце пути. Как сказано в Библии: "Горе вам, богатые, ибо Вы уже получили свое утешение"(Еван. от Луки,6,24).

С другой стороны, там же сказано: "Блаженны нищие духом". Духовная нищета является как бы отправной точкой, началом духовных исканий человека, источником его другого счастья - духовного. Как голод является позывом для его удовлетворения, так и «духовная нищета» является источником познания мира. Вероятно, это и есть главная программа человека. "Ибо нет вопросов более важных для нас, чем вопросы о загадке жизни, той вечной загадке, которая тысячелетиями стоит перед человечеством и которую оно стремится разрешать всеми духовными сторонами своего личного и своего коллективного творчества"(В.И.Вернадский).

Все, что подразумевалось в этой статье под "духовным", -это те "инструменты", с помощью которых человек познает мир. По тому же В.И.Вернадскому, это наука, искусство, религия. В Советские времена к этому многие стремились. Не напрасно еще совсем недавно, когда любое образование в любом возрасте было доступно всем, практически во всех семьях , вне зависимости от их достатка, детей стремились отдать в различные школы, кружки, благо, их было достаточно по всем интересам. Напрасно многие думают, что творчество по большому счету доступно лишь немногим - писателям , художникам, а физическое познание мира - академическим ученым. В какой-то мере это присуще нам всем , любой человек, что-то создающий, является таким же "открывателем" нового. Но в любом случае это работа, работа физическая, работа ума, учеба, причем многолетняя. Она связана с преодолением нашей «материальной инерции» и требует некоторого напряжения сил. Наверное, это имел в виду Платон, когда говорил: «Прекрасное трудно».

А любовь и дружба, эти иррациональные начала по Ницше, - это же главные элементы познания , ибо в них человек наиболее близко "сталкивается" с другим, именно другим миром, миром другого человека. При этом он может по другому, "объемно" взглянуть на вроде бы известные вещи, увидев их как бы с другой стороны.

Именно на этом, духовном, пути человек может быть истинно свободен , ибо, во-первых, никто не ограничит его «перемещение» в этом пространстве, а во-вторых, он не находится в условиях "замкнутого объема", тогда как в материальном мире столкновение с интересами другого человека становится неизбежным.

На этом пути мы все и равны. "Я знаю только, что ничего не знаю", - это сказал Сократ, мудрейший из эллинов, и это может сказать любой из нас, живущих три тысячелетия спустя. На этом, практически бесконечном, пути каждый день приносит что-то новое, образно говоря, человек имеет как бы "неограниченный кредит" в банке счастья. Но на этом, по -Платоновски «трудном», пути надо помочь человеку, в этом и заключается роль государства, в этом я вижу идею объединения людей для достижения счастливой жизни, и цель предлагаемой статьи - по возможности показать это. Может, кто-то скажет, что это недостижимо. Но ведь "Только поверив в недостижимое благо, мы можем приблизиться к благу достижимому. Без этой светящейся точки, которая сияет впереди нас в отдалении, мы шагу не могли бы ступить среди глубокой окружающей нас тьмы. Всякий раз, когда этот блестящий светоч затмевался, приходилось останавливаться и выжидать его появления на беспросветном небосклоне. На пути, ведущем к абсолютному совершенству, расположены все те маленькие совершенства, на которые могут притязать люди"(П.Я.Чаадаев).

Этим письмом я выражаю не только свою гражданскую позицию. Я ясно вижу, что нас ждет впереди, и хочу, по возможности, это предотвратить. Мы все уже не раз проходили это. За материальную вакханалию немногих может быть заплачено многими жизнями и опять, в первую очередь, простых людей. Всмотритесь в новости из России: люди, доведенные до отчаяния, перегораживают собой железные и автомобильные дороги, идут на самоубийства, голодовки.

Человек так устроен, что когда он занят проблемами собственного выживания, взор его притупляется, он начинает надеяться только на себя. Здесь против нас опять работает установка «разделяй и властвуй». И мы, в большинстве своем нормальные люди, оказываемся под руководством людей, стремящихся к материальному обогащению любой ценой. Почему же они такие сильные, что при любой власти всегда наверху? Да потому, что они определили свои ценности, поставили целью их достичь и идут к ней. Для того, чтобы им противостоять, нам необходимо объединиться. Но для создания этого единства мы должны определить круг наших «ценностей». В этом объединении место должно быть для всех, в том числе для коммерсантов различной «крупности». Естественно, им придется пойти на некоторый компромисс. Перед выборами президента , в апреле 1996 г., группа ведущих банкиров и предпринимателей в «Обращении тринадцати» предложила «объединить усилия для поиска политического компромисса» между основными силами. Причем компромисса стратегического. Теперь понятно, что это было сделано в опасении , что победит Г.А.Зюганов, так как после победы Б.Н.Ельцина никаких последующих шагов в этом направлении не последовало, а зря. Конечно, генералы от коммерции давно уже имеют жилье и деньги за рубежом, да и живут в основном там, там учатся их дети, так что по сути они уже иностранцы, а Россия для них - «дойная корова». Но для тех коммерсантов, которые видят свой бизнес в России, надвигающиеся события, когда доведенный до крайности народ схватится за булыжник, ничего хорошего не принесут. Уже сейчас поступают сведения, что , в частности, под Санкт-Петербургом имели место поджоги загородных дворцов «новых русских», умышленная порча иномарок и другие акты «мщения».

В этой ситуации для тех, кто думает о судьбе России и своей собственной, очевидно, что компромисс необходим. При этом возникает вопрос: «А возможен ли он, и на каком уровне?». Такой компромисс, на который идут различные партии и движения в предвыборных играх, ничего дать не может. Чисто «механическое» смешение пунктов, статей , программ ни к чему не приводит. По такому принципу создается Правительство России, когда в него время от времени вводятся «новые» люди. Но от замены части одних «шестеренок» другими, даже импортными, «двигатель» все равно не заработает - они несовместимы, т.к. «сделаны на разных заводах по различным схемам». И это: «Хотели как лучше , а получилось как всегда», - становится закономерностью. Так же формируются и объединения: Лебедь + Зюганов, Лебедь + Ельцин, Лебедь + Явлинский. То же самое происходит и в Госдуме, и не только на межпартийном уровне, но и в рамках одной фракции. А что в итоге? - «Законопроект такой-то в тридцать девятом чтении отменяется» (А.Блок).

Очевидно, что из таких готовых блоков (бесформенных глыб) устойчивое «здание» новой России не построишь. Основой такой «постройки» должен быть сам человек («кирпичик»), решивший предварительно, какому Богу он собирается молиться. Выбор системы человеческих ценностей с одной стороны определяет «направление движения» (как бы создает «проект здания новой России»), а с другой объединяет тех кто решил по нему идти, т.е. становится как бы «цементом» для его постройки. Конкретное же «техническое» решение, которое, вероятно, может быть различным, и будет нашим совместным творчеством, благо в стране есть много толковых специалистов различных специальностей, которые смогут «наполнить» идею конкретным содержанием.